Глава 1. Предисловие. Взаимоотношения - или Откуда это все идет и Куда может вас завести. Хотите ли вы всего лишь отучить собаку сбивать с ног гостей или выиграть чемпионат по обидиенс, оперантное научение может дать вам более приятный, продуктивный и полезный опыт дрессировки. Я надеюсь, эта книга предложит некоторую ценную информацию "как сделать". Я надеюсь также, что эта книга содержит понятное объяснение того, как работает оперантный метод обучения. Я пришел к оперантному обучению не из-за научного прошлого, а от личного опыта. Я держу шелти. Моего самого первого шелти я обучал по знаменитой методе "дергать и хвалить". Однажды моя жена случайно взглянула на Вуди и спросила: "Что у него с шерстью на шее?" (сейчас, когда мы уже знатоки, мы называем это "воротник", но это сейчас, а то было тогда). Я посмотрел и увидел, что вся правая сторона "воротника" была как будто выбрита. Я случайно выбрил его как новобранца удавкой. Так начался мой путь. Понемногу, шаг за шагом, я нащупывал путь по смягчению своих методов. Вуди не мог долго лежать в молодости; однажды утром я разозлился и схватил его грубо (моя жена подумала даже, что я его ударил, хотя я этого не сделал). Я сделал еще один шаг. Я научился правильно "привязывать" собаку к ноге на движении "Рядом" и лучше использовать строгий ошейник - мягче, более внимательно к собаке. Потом Вуди заболел. Мы впервые поняли, что это не просто расстройство желудка в середине декабря 1991 г. Вуди как раз получил свой очередной титул с лучшей оценкой в классе и был лучшим шелти соревнований. Через 10 дней мы повезли его на анализ крови; лаборант позвал нашего ветеринара и спросил его: "Когда эта собака умерла?" У него была кровь пятнадцатилетней собаки! Его показатели по щитовидной железе были ниже минимума; мой ветеринар сделал заключение, что тканей щитовидной железы не осталось. Он умирал от воспаления кишечника. Мы сделали для него все, что могли, в течение последующих 16 месяцев, и наконец усыпили за две недели до его пятого дня рождения. Однажды вечером в среду я взял его в парк, установил барьеры в половину от стандартных для его роста, и пробежался. Черт побери, если он не работал так, как всегда: точно и с желанием. В четверг утром я держал его за лапу, как всегда во время процедур. Ветеринар ввел иглу, и Вуди заснул у меня на руках. С этим всем я сделал еще один большой шаг. Я понял, какое сердце может иметь собака. Я понял, как сильно они хотят отдавать. И я начал искать путь дрессировки, который бы был созвучен, а не противоречил, этим качествам. В марте 1993 года, когда Вуди был близок к смерти, я серьезно подумывал бросить обидиенс. Моя вторая собака, Сэм, был (рискую быть обвиненным в очеловечивании) в депрессии, которая началась с болезнью Вуди. Я был близок к тому, чтобы бросить занятия с Сэмом. Не потому, что он был стар, а потому, что он не хотел ни заниматься, ни выставляться. Я собирался взять другого щенка, но не хотел повторять те же ошибки, что с Сэмом и Вуди, так что не знал, куда двигаться и что делать. Я был в тупике. Поскольку терять было нечего, я оказался на семинаре, проводимом Карен Прайор и Гари Уилксом в Калифорнии. В эти два дня все кусочки мозаики встали на место. Это был опыт полной перестройки. Семинар был посвящен оперантному обучению. Говоря попросту, оперантное обучение - искусство и техника развития ("отбора") поведения. Акцент делается на отбор поведения, которое вам нужно, с помощью положительного подкрепления, а не подавление ненужного поведения через отрицательное подкрепление или наказание. Я вышел с семинара, зная две вещи: · Никто точно не знает, как с помощью этого метода готовить собак к соревнованиям по обидиенс · Я собирался выяснить, как это сделать. Моим первым желанием было убрать мою способность принуждать собаку к чему либо. Другими словами, я забросил в угол поводок и удавку. Я думаю, в этот момент я и стал дрессировщиком. С того времени я открыл такие взаимоотношения и взаимодействие с моими собаками - и другими собаками - о которых можно было только мечтать. Я открыл способность "говорить" с ними. Они могут "слышать", что я говорю. Контакт между мной и собаками установился без моего участия: это был побочный эффект методов и техники, которые я опишу в этой книге. Если можно сказать, не слишком при этом походя на дитя шестидесятых, коим я являюсь, эта книга - о любви. Она о связи. Она о реальном взаимодействии с чуждым зверем, который как-то контролирует ваш дом, не выходя из своего угла, у которого вы осмеливаетесь забирать игрушку из пасти, или сгоняете его с кровати, или смотрит на вас пустым взглядом, когда вы через весь ринг кричите ему "Ко мне!". Это о том, что для меня дрессировка: не розетки, кубки или призовые места, а чувство общности и "семьи", которого вы не можете добиться другим путем. Многие из тех, кто будет читать эту книгу, занимаются спортивным обидиенс. Для вас любовь к собаке важна, но купили вы эту книгу не поэтому. Вы хотите добиться чего-то в ринге. Если этот метод дрессировки для этого не годится, кому он нужен? Правильно? Я думаю, что будет честно объяснить мои спортивные устремления. Я хочу иметь собаку, которая стабильно выступает, которая способна бороться за призовые места на любых соревнованиях. Я хочу собаку, которая получает не менее 195 баллов. Я хочу высшие титулы. Я хочу собаку, которая рвется выйти в ринг, и которая работает с драйвом и энтузиазмом. Я хочу собаку, которой нравится тренироваться. Я хочу собаку, которая является примером послушания в обычной жизни так же, как и на соревнованиях. Каковы бы ни были ваши цели, этот подход к дрессировке позволит вам реализовать их. Оперантный метод создаст собаку, которая будет сфокусирована на работе, и, следовательно, более внимательна в ринге. Собаку, которая будет более четко работать, поскольку она будет понимать, чего вы хотите. Собаку, которая работает с энтузиазмом, поскольку работа поощрялась в течение всех тренировок. И вы с собакой добьетесь этого быстрее и с меньшим стрессом. Конечно, насколько далеко вы зайдете и как быстро будете двигаться, зависит только от вас. Структура книги Как почти все, кто начинает заниматься обидиенс, я начал с обычной последовательности: Новички, Открытый, Рабочий классы. Сейчас я считаю такой подход не только ненужным, он может быть вреден. Многие собаки, которые могли бы дойти до Открытого класса, перегорают во время подготовки к Новичкам. Как и их хэндлеры. Я не только не придерживаюсь этой последовательности, я вообще теперь не держу в уме требования классов как таковые. Скорее, я сначала обучаю основам, а уж потом развиваю и комбинирую их в конкретные упражнения. Таков подход и в этой книге. Так что структура книги отражает применение принципов оперантного обучения. Как часто бывает, такое строение делает книгу полезной как для простых владельцев, так и для спортсменов. Книга состоит из семи глав. Вторая глава называется "Основы". Она содержит описание метода и терминологию, которая будет повторяться в книге. Многие спрашивают меня об этом в группах и через интернет. Даже если вы "в курсе", будет полезно хотя бы просмотреть эту главу, чтобы вы знали, какие термины, когда и почему я использую. Может быть, вы предпочитаете другие термины, но хотя бы вы будете знать, что я имею в виду. Глава третья, "Навыки", на мой взгляд, самая важная. Здесь я углубляюсь в развитие основных навыков, которые понадобятся собаке в течение всей ее карьеры. Они не ограничены спортивным обидиенс. Некоторые, такие как внимание, могут использоваться в выставочном ринге. Другие, такие как касание мишени, можно использовать при подготовке служебных собак. А третьи, как поиск по запаху, можно применять в следовой работе. Если вы обычный владелец собаки, вы можете из этой главы узнать, как отобрать важнейшие варианты поведения, не борясь за тонкости в деталях. Следующие три главы (Новички, Открытый, Рабочий) охватывают конкретные классы спортивного обидиенс. Каждая построена на навыках, описанных в третьей главе. Заключительная глава, "Кто в ответе?", рассматривает некоторые проблемы поведения. Здесь описаны вопросы, с которыми ко мне часто обращаются клиенты. Раздел будет полезен и спортсменам. Мы все сталкивались так или иначе с собаками, которые за рингом далеко не так послушны, как в ринге. Вы можете научить собаку послушанию так же, как и обидиенс. В этой главе описаны наиболее распространенные проблемы и некоторые способы их решения. Я хочу пояснить, однако, что использую эти категории только для удобства. Легче обсуждать упражнения, расположив их в соответствии с нормативами класса. Но я не верю, что упражнения надо учить по порядку. Многие собаки быстро учатся апортировке, высылу и преодолению барьеров, и могут выполнять эти упражнения задолго до того, как научатся правильно ходить рядом. Это один из парадоксов класса Новичков - самое сложное в обучении, т.е. хорошее движение рядом - занимает там примерно 40% оценки. Начав раньше заниматься более "продвинутыми" упражнениями, вы не только сможете быстрее переходить в следующий класс, но и сделаете подготовку более интересной для вас и для собаки. Моя дрессировочная философия состоит в том, что если собака физически способна выполнить требуемое поведение, вы можете научить ее через положительное подкрепление. Идите навстречу собаке. Берите то, что собака дает вам, и стройте на этом. Выбросьте поводок и ошейник. Когда вы уберете возможность принуждать собаку работать, вы обнаружите - я верю в это - что вы уберете и нужду делать это. Тогда вы наконец сможете свободно работать с собакой. Учите собаку всему как можно раньше. На ранних стадиях обучения лучше показать собаке широкий спектр возможностей и развить большое количество навыков (см.гл.3), чем просто сфокусироваться на нормативе класса Новичков. Чем больше основных навыков выучит ваша собака, тем больше вы сможете с ней сделать. И чем больше ваша собака учится, чем больше ее за это поощряют, тем больше она будет хотеть учиться, что сделает дальнейшую и более сложную дрессировку проще. Общие пояснения. В книге я применяю принципы отбора и изменения поведения для дрессировки по обидиенс. Однако, существует столько же способов отбора поведения, сколько собак и дрессировщиков. Подходы, которые я обрисовываю здесь, обеспечивают путь к успешной дрессировке. Но я надеюсь, что главное, что вы вынесете из этой книги - не конкретные "рецепты", а общее понятие о том, как использовать оперантный метод творчески и развивать его, применительно к вашим нуждам. Вы - единственный человек, который может дрессировать вашу собаку, поскольку именно вы знаете ее лучше всех. Вы, и только вы, ответственны за то, как себя ведет ваша собака. Ваша собака не собирается читать эту книгу. Я не встречался с вашей собакой, и вряд ли буду. Так что если конкретный совет, данный в этой книге, не помогает вам, не говорите "Ой, эта кликер-дрессировка не работает". Подумайте над другим способом решить проблему по тем принципам, которые я описываю. Короче, учите принципы и основные методы, но не бойтесь новаторства. Хотя число людей, использующих этот метод, растет, мы все еще малая часть сообщества спортсменов, и все, что мы делаем и узнаем, обогащает нас всех. Замечания по поводу пола. Поскольку неудобно все время говорить "он или она", и поскольку удобнее говорить "она", то про собак во всей книге я буду говорить именно так. А про дрессировщиков я часто говорю "он". Просто так проще. "Принцип" и "метод". Многие дрессировщики скажут вам, что "ни один метод не работает для всех собак". Это утверждение одновременно и верно, и ложно. Ложно оно потому, что оно предполагает, что отбор поведения с помощью положительного подкрепления сработает, например, для шелти, и не сработает для терьеров. Главный принцип дрессировки - самый эффективный способ обучить поведению - это отбор поведения на основе положительного подкрепления. Это работает со всеми собаками, так же как и с курами, обезьянами, дельфинами, свиньями, стервятниками, кошками, выдрами и тараканами. Внутри метода отбора поведения есть свои принципы - например, что вариабельное подкрепление увеличивает интенсивность реакции. Эти принципы неизменны. Они выражают фундаментальные законы научения и имеют универсальное приложение. Верно оно потому, что оно предполагает, что эти принципы надо применять индивидуально с учетом породы и особенностей конкретной собаки, и даже с учетом особенностей конкретной собаки в разные периоды ее жизни. Это вопрос методов, используемых дрессировщиком, чтобы следовать этим принципам. До какой степени вы преданы "чистому" отбору поведения? Когда вы наводите собаку на нужное действие?Как быстро вы начинаете подкреплять поведение в вариабельном режиме? Как далеко вы заходите в этом режиме? Когда вы "возвращаетесь в детский сад"? Это - и два миллиона других - вопросы методики. Нет рецептов в этой области, нет "волшебных таблеток". Это сфера искусства дрессировщика. Глава 2. Основы Перед тем, как вы погрузитесь в начальную дрессировку, уделите внимание нескольким "дошкольным" проблемам, о которых вам надо знать. Некоторые покажутся банальными, даже глупыми, но все они очень значимы. Приучение к физическому контакту. Одна из очень важных вещей, к которым надо приучать каждую собаку - это спокойное отношение к физическому контакту. Это означает не только удовольствие от дружеской возни в парке или энергичного похлопывания. Ваша собака должна хорошо относиться к касанию и ощупыванию всего тела. Она должна давать открыть себе пасть и осмотреть зубы и десны, поднимать и массировать лапы, стричь когти и чистить уши. Не должно быть части тела, которую собака не дает вам осмотреть, потрогать или помассировать. Для этого есть несколько важных причин. Совершенно очевидно, что вашему ветеринару и грумеру потребуется трогать собаку. Иногда их прикосновения будут носить неприятный характер. Собака не должна сопротивляться. Эти специалисты справедливо обеспокоены собаками, которые кусаются или проявляют агрессия. Поскольку это считается "профессиональным риском", у них нет никакой законной защиты даже в случае серьезного нападения. Если они не уверены в манерах вашей собаки, то могут потребовать надеть на нее намордник или даже дать наркоз. Вы не только улучшите отношения с ветеринаром и грумером, но и сделаете общение вашей собаки с ними более приятным, если специально займетесь обучением. Есть и еще одна причина., о которой мы предпочитаем не думать. Ваша собака неизбежно хоть раз получит травму на тренировке. Она ударится о барьер, или приземлится после прыжка и поскользнется, или наступит на камень и порежет лапу или повредит коготь. Это случается. И тогда вы должны будете позаботиться о собаке до оказания ей помощи профессионалом. В большинстве случаев самое главное - успокоить собаку и не допустить еще большей травмы. Если ваша собака хорошо относится к массажу, вы сможете взять ее под контроль, осмотреть повреждение и сделать самые простейшие вещи - например, помассировать уши, - чтобы уменьшить ее панику и самому оценить ситуацию более спокойно. И осознание того, что вы это можете сделать, позволит вам более профессионально отреагировать на травму или несчастный случай, когда (а не если!) он произойдет. Другой стороной травм является то, что мы узнаем о травме, только если она серьезна. Собаки очень хорошо скрывают боль. Этологи предполагают, что это атавистический механизм, позволяющий выжить: в стае больная собака подвергается риску быть изгнанной или даже убитой. Неважно, какая инстинктивная основа у этого поведения, главное, что если вы заметили у своей собаки травму, степень повреждения вас может удивить. Если вы постоянно делаете собаке массаж и привыкли к ощущению ее здоровых мышц, суставов и связок, вы сможете заметить даже незначительные признаки травмы (напряженность, "деревянность", легкая припухлость и т.д.) и вмешаться до того, как разовьется болезнь. Щенки учатся мириться с осмотром и массажем довольно охотно, хотя некоторые поначалу и сопротивляются. Старшие собаки будут чувствовать себя неуверенно, и часто "отмахиваются" от хэндлера - не кусают в полном смысле этого слова, но открывают пасть и касаются зубами вашей руки. Крайне необходимо приучить собаку реагировать на осмотр без этого. Когда собака учится переносить полный осмотр, она также признает ваше главенство. В этом смысле доминирование - не то, что получается с применением силы. Вы получаете полное доверие собаки, она верит, что вы будете все делать правильно, и поэтому разрешает вам себя трогать. Когда вы установите такой вид "лидерства", остальная дрессировка будет гораздо легче. Общий массаж. Проводите с собакой время в тишине каждый день. Используйте очень легкое поглаживание по морде и понемногу просовывайте пальцы в пасть, массируя зубы и десны. Если она сопротивляется, не отступайте, но и не продвигайтесь дальше. Останьтесь на том же месте, пока она не расслабится, даже если это займет пару дней. Никогда не боритесь с собакой. Когда ваша собака поймет связь щелчка кликера и лакомства, вы сможете использовать кликер, чтобы успокоить собаку. Вы можете щелкать и кормить ее, или (если, например, одна ваша рука у собаки в пасти) только щелкать. После щелчка покормите как только представится возможность. Смысл этого - переключить внимание собаки на поощрение и объяснить ей, что физический контакт - нечто приятное. Необязательно долго заниматься с кликером, поскольку когда собака научится принимать прикосновения, они станут для нее поощрением сами по себе. Уделяйте особенное внимание лапам. Используйте долгие, мягкие поглаживания по всей длине ног сверху вниз. Массируйте пальцы и между ними, раздвигая и приподнимая каждый палец. Если собака откусывается или пытается отдернуть лапу, спокойно разговаривайте с ней и уменьшите воздействие - но не прекращайте массаж совсем. Не поощряйте у собаки мысль, что она может остановить вас укусом или угрозой. Массируйте тело длинными поглаживаниями по грудной клетке открытой ладонью со слегка раздвинутыми пальцами. Также оглаживайте собаку по всей длине, против шерсти. Массируйте хвост и основание хвоста, обхватив его пальцами и слегка потянув. TTouch. TTouch - зарегистрированная терапевтическая методика для животных, разработанная Линдой Теллингтон-Джонс. Я не практикую ТТ, и не претендую на то, что могу учить этому методу. Я использую некоторые виды прикосновений к своим собакам, и считаю, что они приносят пользу и мне, и им. Очень рекомендую купить книгу Линды и освоить хотя бы часть способов. Они дадут вам возможность контактировать с собакой для ее блага в различных обстоятельствах. Я часто использую ТТ перед выходом в ринг, чтобы успокоить собаку и успокоиться самому. Те места из книги, которые могут помочь в освоении отдельных навыков, будут мной освещены в соответствующих разделах. Это ни в коем случае не заменит первоисточник. Что общего все это имеет с обидиенс? Как владелец собаки, вы скоро обнаружите, что чем больше собака приучена к физическому контакту, тем лучше. Вы сможете легче решить проблемы с поведением, и может быть, даже совсем избежать их. И вы увидите, что общий контакт с собакой улучшится. Для тренера или спортсмена по обидиенс, все, что помогает развить уверенность собаки в вас и вас в собаке, поможет в ринге. Например, очень часто поведение, которое выглядит как боязнь (например, стойка для осмотра судьей) - на самом деле, дискомфорт от физических прикосновений. Многие собаки очень неспокойно стоят, даже стоя на всех четырех лапах. Это симптом "биться или убежать". Некоторые касания по методике ТТ помогут собаке стоять более уверенно. Это полезно как на выставке, так и в ринге обидиенс. Общее чувство спокойствия также будет огромной помощью при обучении выдержке сидя и лежа. Физический контакт, описанный здесь, даст вашей собаке более спокойное и осмысленное отношение к этим упражнениям. Собаки, которые привыкли к грубому обращению, покажут боязнь рук хэндлера во время работы. Например, я видел собак, которые отставали от хэндлера во время движения рядом из-за того, что в начале обучения старались держаться подальше от его руки. Регулярный массаж также даст вашей собаке лучшее представление о том, где какая часть тела у нее находится. Собаки в основном не слишком это сознают. Это особенно очевидно на примере их задних лап. Собаки просто не думают о своей задней части (это особенно видно, когда собака в испуге прячет голову, считая, что раз ее не видно, то и всего остального не видно тоже). При отработке фронтальной посадки, например, часто бывает, что собака идеально держит голову и перед, но ее задняя часть отклоняется от идеальной линии. Развивая у собаки умение управлять всеми частями тела, вы получите собаку, более уверенную в движениях, особенно при движении рядом или прыжках. Принимая во внимание то, что целью соревнований по обидиенс является "продемонстрировать полезность собаки как компаньона" (слегка перефразируя АКС)ф, массаж имеет и очевидный эффект в плане того, что собака начинает спокойно принимать мягкое лечение от человека, и следовательно, хорошо себя ведет у ветеринара или грумера, а также общаясь с прохожими. Если вам когда-нибудь придется давать собаке таблетки, вы будете рады, если она спокойно даст открыть себе рот. Наши собаки болеют и получают травмы. После всех процедур, которые я проводил с Вуди, я научил остальных собак, Сэма и Дилана, команде "Прими таблетку" - каждый открывает пасть и позволяет мне засунуть туда палец. Наконец, меня часто удивляет, насколько неуютно бывает хэндлерам с их собственными собаками. Их собаки слушаются в ринге, но я видел множество спортсменов, которые не верят в то, что их собаки могут быть социальны не только с другими людьми, но даже с собственными хозяевами. Я рассматриваю это как побочный эффект методов дрессировки. Но это и продукт физической отчужденности между владельцем и собакой, и это можно частично преодолеть с помощью методов, описанных выше. ОК, давайте теперь поговорим о дрессировке. Безусловное и условное подкрепление. Подкрепление повышает вероятность повторения поведения в будущем. Говоря проще, подкрепление усиливает поведение. Некоторые виды подкрепления "объективны", т.е. собака их получает сама собой. Например, вода, которая бьет из фонтана, когда вы нажимаете на кнопку, подкрепляет нажимание кнопки. В дрессировке подкрепление "субъективно", т.е. вы как дрессировщик даете его собаке с целью вызвать данное поведение в будущем. Знаете вы это или нет, ваши действия всегда подкрепляют что-то, что делает собака. Неважно, какого поведения вы хотите добиться от собаки, это всегда продукт того, что вы делали, чтобы это подкрепить. Так что вы всегда должны думать, что именно вы собираетесь подкрепить, и как вы это делаете. Давайте посмотрим на "меню подкреплений". Дрессировочный "обмен". Я буду больше говорить об этом в разделе о положительном подкреплении, но коротко упомяну и здесь. Дрессировка, основанная на отборе поведения с помощью положительного подкрепления, покоится на "дрессировочном обмене" между вами и вашей собакой. Проще говоря, вы говорите собаке: "Ты делаешь то, что я хочу, и за это я тебе дам то, что ты хочешь". Тогда дрессировочный процесс становится диалогом между вами. Собака смотрит на вас в ожидании указаний (информации о том, что вы хотите от нее) и подтверждения правильности (что собака сделала именно это). Ваша задача - быть понятным, последовательным и честным. Звук щелчка, издаваемый кликером - основной путь "разговаривать" с собакой во время дрессировки. Это работает потому, что вы последовательно доставляете собаке то, что "обещает" щелчок, так что собака чувствует себя уверенно с этим однозначным ответом. Безусловное подкрепление. Хотя существует несколько научных определений термина "безусловное подкрепление", для целей дрессировки мы используем следующее: "то, что собака "естественно" хочет". Другими словами, вам не надо приучать собаку хотеть это. Это "что-то" может быть едой, игрой, физическим контактом с хэндлером и т.д. Секс - тоже безусловное подкрепление, но мы воздержимся от обсуждения этой темы в нашей книге. Это не то, что собаку надо "учить" любить. Пища - самое простое безусловное подкрепление для использования в дрессировке, потому что пищевой инстинкт - один из основных, и едой проще манипулировать. Игра как безусловное подкрепление не столь удобна (кроме "перемен" или празднования окончания тренировки), поскольку прерывает занятие. То же касается и физического поощрения (игры или массаж). Условное подкрепление. Условное подкрепление (иногда также называемое вторичным) - это то, что собаку "научили" любить, связывая его появление с безусловным подкреплением. В теории, все, что угодно, может быть условным подкреплением - голос, свисток, кликер. Главный аргумент при выборе сигнала - удобство для дрессировщика. Я слышал различные аббревиатуры, чтобы суммировать все необходимые качества условного подкрепления, но мне нравится одно: PRIDE: условное подкрепление должно быть в наличии (Present), постоянным (Reliable), немедленным (Immediate), определенным (Distinct) и очевидным (Evident). Расшифруем: · в наличии - оно должно быть у вас с собой и должно быть легко доступно для использования; · постоянным - Вы вырабатываете у собаки ассоциацию особого звука с безусловным подкреплением, так что вы должны иметь возможность воспроизводить этот звук одинаково все время; · немедленным - звук должен быть очень быстрым, чтобы вы могли его очень точно применять в нужный момент. Фраза "Сейчас ты был очень хорошей собакой и хорошо, если ты сделаешь так еще раз" не годится. Подумайте об односложном слове или коротком звуке; · определенным - условное подкрепление должно четко ассоциироваться с безусловным, и не должно "размываться" ассоциацией с чем-то, не относящимся к дрессировочному процессу. Слово "хорошо" не очень эффективно как условное подкрепление, поскольку вы его используете и в других ситуациях помимо дрессировки; · очевидным - собака должна быть способна узнавать и отличать его от всех других звуков. Почему кликер? Вся программа этой книги построена на кликере. Вы можете выбрать любой условный сигнал для собаки. На протяжении всей книги вам будут попадаться буквы Щ/П ("щелкнуть-покормить"). Вы можете использовать другие варианты (в том числе и голосовой сигнал), но по моему опыту, лучше кликера нет ничего. Кликер отвечает всем вышеперечисленным критериям. Его звук ясно слышен, он ассоциируется с безусловным подкреплением, он быстр и слышен на расстоянии; и он нейтрален, т.е. на него не влияют ваши эмоции или физическое состояние. Почему важна нейтральность; или щелчок не есть похвала. Многие дрессировщики отрицают идею нейтральности. Они хотят "хвалить" собаку. Я не знаю, помогает ли им это, или они считают, что под этим есть какая-то научная основа (энтузиазм имеет какой-то смысл для собаки - насколько я знаю, у подобных теорий нет научного фундамента). Я не против похвалы. Мои собаки получают ее много, в разных обстоятельствах и невзирая на погоду. Однако в процессе обучения информация важнее похвалы. Для собаки, как и для любого ученика, понимание того, что она сделала правильно, становится поощрением само по себе. Похвала - это не общение. Похвала - это эмоциональное взаимодействие с собакой. В книге "Как стать лучшим другом своей собаке" монахи Нового скита описывают похвалу как "физическое и словесное общение с животным". Она выражает положительные чувства, необязательно положительную информацию. Кликер не несет никакой эмоциональной оценки того, что делает собака; он просто "отмечает" правильное действие. Это чисто информационное сообщение. Он несет собаке ясное, недвусмысленное сообщение: "То, что ты делаешь, правильно". Это примерно то же, что пятерка, которую учитель ставит вам в тетрадь после диктанта. Вы будете ей рады, даже если он вас не обнимет при этом. Вы знаете, что вы преуспели, и только это вам надо. Похвала не служит той же цели и не ведет к тому же результату, что и положительное подкрепление. В институте я ужасно учился, и особенно плохо было с химией. Мои родители всегда давали мне понять, что любят меня ("хвалили" меня), но это никак не помогало мне преодолеть разочарование от того, что в лаборатории я был полным болваном. И хотя мой преподаватель химии старался меня научить изо всех сил, я так и не научился, как преуспеть в науке (эта неполноценность левого полушария немало повлияла на то, что я так и не стал ветеринаром при всей своей любви к животным). Это же относится и к собакам. В дрессировке к соревнованиям мы учим собак выполнять определенные действия определенным образом. Эти навыки не имеют "естественного" смысла для собаки, в отличие от пастьбы для бордер колли или хождения по следу для гончих или перевозки нескольких десятков килограммов груза по замерзшей тундре для маламутов. Собака должна не только научиться физическим действиям; она должна выучить, по каким сигналам и когда их выполнять. Это все довольно непонятно. Поэтому самое главное - использовать инструмент, который дает собаке четкий, недвусмысленный сигнал о том, что конкретное действие было правильным. Делая так, мы достигаем ясности (или чего-то близкого к ней) и повышаем вероятность того, что данное действие будет повторяться в будущем. Ограничения при использовании голосового маркера. Голосовой сигнал в качестве условного подкрепления менее эффективен, чем кликер. В сравнении по шкале PRIDE он проигрывает по нескольким пунктам. Во-первых, голос - не такой определенный сигнал, как кликер. Давайте предположим, что вы используете слово "хорошо". Вы, возможно, говорите "хорошая собака" раз 50-60 на дню вне дрессировочного контекста. Слово "хорошо" таким образом не имеет эксклюзивной связи именно с дрессировкой. Вы можете сказать "хорошо" после вкусного обеда, или по телефону, обычно при собаке. Все это размывает особую ценность слова в качестве условного подкрепления. Слово и не такое "быстрое". Для этого есть несколько причин. Во-первых, поскольку кликер позволяет вам реагировать на действия собаки немедленно, вы должны будете, и это произойдет, выработать отличное чувство своевременной подачи сигнала. При занятиях с кликером вы научитесь вычленять маленькие кусочки поведения, "выхватывать" их и формировать из них что-то лучшее. Хотя у вас в голове всегда цельная картина, вы работаете с деталями. Вы можете отреагировать на движение одной лапой при отработке движения рядом, например. Голосовой сигнал не даст такой точности. Во-вторых, для большинства людей, когда они привыкнут управляться с кликером, он становится намного быстрее, чем речь. Сколько раз вы хотели сказать одно, а получалось сказать совсем другое? Физический рефлекс нажатия на кнопку при нужном действии выработать легче, чем процесс облечения в слова вашей позитивной реакции. Когда я выступал с Вуди в Новичках, у нас был с ним этот неприятный опыт. Ко времени, когда мы дошли до подзыва, я был уже в полном смятении от волнения. После того, как Вуди сел передо мной, судья сказал "Закончить упражнение (finish)", и я ляпнул то же самое Вуди - "Finish". Он изумленно посмотрел на меня, как бы спрашивая: "Ты имеешь в виду - рядом?" и прекрасно обошел меня и сел рядом. Еще не родился ни один дрессировщик, которого хоть раз в жизни не выручила бы собака, которая лучше знает, что надо делать. Еще один пример. Я использовал разные команды для упражнений. В Высшем классе падающий барьер был "Барьер", а высокий барьер "Хоп". На одних соревнованиях я скомандовал Сэму "Барьер" на падающий барьер, но он прослушал команду. Второй раз я сказал "Хоп", и он прыгнул падающий барьер, а не высокий. С кликером вам не надо беспокоиться о том, что вы скажете неправильное слово в неправильное время. Голос также очень сильно меняется в зависимости от того, жарко ли вам, или вы устали, рады или расстроены, хотите пить - и т.д. Практически невозможно всегда говорить одно и то же слово в одной и той же интонации и с одной и той же громкостью. Поскольку интонация важна для собаки, эти неизбежные вариации будут иметь разное значение. Условное подкрепление должно упрощать вещи; использование голосового маркера усложнит их. Это не значит, что похвала и похлопывания не нужны или не имеют значения. Это не так. Я много использую и того, и другого. Но они являются безусловным, а не условным подкреплением. Это вещи, ради которых собака работает; они не сообщают собаке о том, что приближается то, ради чего она работает. И они случаются после того, как действие закончено. Они не доставляют информацию во время действия. "Но кликером нельзя пользоваться в ринге!" Одно из возражений, которое постоянно появляется в стане оппонентов - "Но кликером нельзя пользоваться в ринге". Одна моя знакомая рассказала мне, как она учит собаку фронтальному подходу - она зажимает кусочек лакомства между колен, и собака достает его при подходе. Я ей сказал, что одна из причин, по которой я предпочитаю кликер - я могу объяснить собаке, что подходить надо по прямой без этих фокусов с кусочками. Ее реакция? "Да, но ты же не можешь взять кликер в ринг". Я все еще жду, когда она появится в ринге с кусочком лакомства между ног. Для тех, кто так говорит, я предлагаю простой поединок. Давайте использовать только то, что разрешено иметь в ринге. Давайте посмотрим. На собаке может быть простой или затягивающийся ошейник, так что можете использовать его. Вы можете иметь при себе поводок, но его запрещено использовать для коррекции. Вы не можете использовать игрушки, лакомство, любой другой мотивационный предмет, ничего. Вы не можете говорить с собакой, пока она работает. Ну, давайте начнем тренироваться. Результат будет очевиден. Любой дрессировщик использует в дрессировке инструменты, которые нельзя взять с собой в ринг. Но вы не можете обойтись без них при подготовке к соревнованиям. Кликер - инструмент для обучения. Вам точно так же надо будет научить собаку работать без кликера, как вы учите ее работать без других дрессировочных инструментов. Кликер - инструмент для сообщения "Правильно!" во время процесса дрессировки. Когда собака выучит то, что нужно, вы постепенно сведете пользование кликером на нет. Вы также добавите другие виды условного подкрепления, включая голосовые и "активные" (когда следующее действие является поощрением предыдущего). Простой пример: Сэм любит делать "флип" (разворот прыжком) при пересадке из фронтального подхода к левой ноге. Если он выполнил подход хорошо, я позволяю ему сделать флип. Если он неправильно сел или медленно подходил, я приказываю ему занять положение у ноги, обойдя меня вокруг. Я расскажу в других разделах, как этот метод может помочь в выработке навыков. "Но собака должна работать для меня!" Еще одно часто встречающееся возражение - дрессировщик говорит, что "Собака должна работать для меня, а не за еду или звук!". Я заметил, что большинство людей, приводящих этот аргумент, склонны к механической коррекции во время дрессировки. При этом они, очевидно, не сознают, что при такой дрессировке собака работает не "для них", а чтобы избежать воздействия. Более научно, этот подход упускает из виду то, чем по сути является дрессировка. Это процесс обучения. Результатом успешной дрессировки должна быть собака, которая хочет и любит работать, уверена в том, что она делает, уверена в своей способности противостоять неожиданностям. Это делается положительным подкреплением. Дрессировка положительным подкреплением невозможна без использования условного подкрепления. На деле, мы работаем для себя, и собаки от нас не отличаются. Наш шеф предпочел бы, чтобы мы сохраняли верность фирме, но если зарплату перестают выдавать, верность испаряется. Мы просим собак выполнять для нас задания. Если в них нет ничего положительного для собаки, почему она должна их выполнять? Некоторые задания сами по себе являются поощрением для собаки. Бордер колли будет счастлив, если ему предоставят стадо овец, чтобы бегать вокруг, бладхаунд - рад запаху, чтобы идти по нему, джек-рассел-терьер - грызуну, за которым можно полезть под землю. Дайте пойнтеру поле с птицами, и ему больше в жизни ничего не нужно. Но нет породы или собаки, для которой работа по послушанию - врожденный инстинкт, удовлетворение которого является приятным. Некоторые лучше к ней
Источник: http://www.gelion-dogs.kiev.ua |